Декоративный натюрморт
Изобразительная деятельность - специфическое, образное познание действительности, которое может идти различными путями. Одним из видов изобразительного искусства является натюрморт - «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.
Среди учебных заданий есть задания творческие, среди них декоративный натюрморт, который помогает научить учащихся тоньше чувствовать цветовую гармонию окружающего мира, понять закономерность восприятия формы, пространства. Работа над декоративным натюрмортом очень полезна в учебной практике для овладения живописными умениями, так как именно в этом жанре начинающий художник постигает законы соотношений, цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы, познает пропорции и перспективу. Занятия по выполнению этюдов и рисунков с натуры в декоративной манере помогают постичь приёмы стилизации, принцип художественного отбора, учат видеть необычное в привычных вещах и создавать художественный образ.
Декоративность присутствует в окружающем нас мире, её просто надо уметь видеть и каждая картина в той, или иной степени декоративна. Декоративное искусство на ровне с реалистическим (построенным по закону перспективы), развивает навыки оценки тонкости в разных компонентах формы – в линии, цвете, тоне, в решении плоскости и т. п.; оно развивает способность оценки неожиданного, не безразличие к листу и его заполнению. Роль понятия «декоративность» в обучении изобразительному искусству лучше всего охарактеризовать словом «эвристичность». При решении натуры в декоративной манере развивается чувство целого, чувство осмысленности, закономерности, единства формальных элементов и главное – умение привести в гармонию все компоненты изображения, включая и выразительно – смысловое. Особым направление в изобразительном искусстве является декоративный натюрморт, в котором велика роль предмета как декоративного акцента, где нетрадиционны решение плоскости фона, ритм цветовых пятен, поиск соразмерности предметов и орнаментализация. Подчиняясь общим законам восприятия, он имеет свои особенности.
Каждый изображаемый художником предмет имеет видимую форму. Ощущения, передаваемые художником, связаны с субъективным его восприятием пространства и структуры материально-предметного мира. Фиксируя его на бумаге или холсте, автор сталкивается с противоречием изображения объективного и перцептивного. Именно для декоративной живописи это противоречие особенно актуально и ярко. Оно проявляется в том, что художник осуществляет активный переход от простого переноса на холст видимых изображений к аналитическому сопоставлению различной информации об изображаемом предмете и пространстве.
В декоративной живописи чаще всего упрощается противоречие между трёхмерностью материально-пространственного мира и двухмерной плоскостью листа. Прерогативой художественного изображения становится «видимая» геометрия в отличие от объективной (перспектива, линии горизонта, точки схода).
«Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаза», - известные слова Делакруа. Декоративность связана с красотой, радостью. Так может быть главное отличие картины, выполненной в декоративной манере - это функция украшать? Но ведь украшать можно любой картиной. Украшает и фотография. Для украшения, вообще говоря, можно использовать предметы, которые никто не сделал специально для украшения: дерево, камни, бумага, или кусок рогожи. Отсюда следует, что задача – украшения картиной – сама по себе ещё ничего не говорит нам относительно внутренних свойств картины, не предъявляет вообще каких то особенных требований. Хотя в частных случаях отдельные картины могут специально соответствовать каким-то свойствам места, где они будут помещены.
Любая картина, выполненная без учёта этого требования, всё же может быть использована для украшения интерьера. Стало быть, говоря о декоративности в живописи, имеются в виду не внешние условия бытования картины, а внутренние, так сказать, интересы самой живописи. Если вопрос «украшения картиной» не существенен, то возможно верным будет разговор об «украшении картины», (или «украшении изображения» в картине).
Эффект декоративности рождается при внимательном прочитывании внутренних элементов картины, их системы, т.е. всех их в связи, в отношениях между собой. Главное свойство декоративности – орнаментальность пятен и линий в изображении. Ведь картина – это изображение на плоскости. Всё изображённое на ней «плоско» - всё приведено к каким – то пятнам, графическим очертаниям, которые заполнены материалом и потому имеют цвет, тон, фактуру. Все пятна в картине представляют собой проекционные очертания на плоскости изображённых предметов, образующих некую систему. Формально, эта система создаёт своего рода «узор» на плоскости, орнамент, который может обладать самостоятельной красотой. Нет оснований требовать, чтобы изображение было как – то украшено путём каких – то деформаций или добавлением чего – то «неизобразительного». Изображение само, без украшения, может быть красивым.
Аналогичное рассуждение может быть проведено и в отношении цвета. Нет преимущества у декоративной работы, выполненной в ограниченной, привычной гамме. Декоративное искусство, развивается, испытывая и находя новые гаммы цвета, используя тонкие нюансы и оттенки цвета. Но изобразительная деятельность, стремящаяся к более точному воспроизведению натуры, тоже открывает и использует всё новые и новые, всё более тонкие цветовые явления, выражающиеся самым естественным образом в новых цветовых отношениях на поверхности картины. Можно сделать вывод - декоративность присутствует в окружающем нас мире, её просто надо уметь видеть и каждая картина в той, или иной степени декоративна.
Декоративное искусство на ровне с реалистическим (построенным по закону перспективы), развивает навыки оценки тонкости в разных компонентах формы – в линии, цвете, тоне, в решении плоскости и т. п.; оно развивает способность оценки неожиданного, не безразличие к листу и его заполнению. И так – реалистичность и декоративность не противоречат друг другу, а являются дополняющими и взаимопроникающими компонентами изображения.
Работая в декоративной манере красота и гармония достигается не «украшением» изображения, а решается в результате добросовестного постижения натуры, построение аналогичной натуре гармонии, как результат глубокого прочувствования, переживания окружающего мира. При этом развивается чувство целого, чувство осмысленности, закономерности, единства формальных элементов и главное – умение привести в гармонию все компоненты изображения, включая и выразительно – смысловое.
В связи со сказанным интересно проследить, какие пути искали художники для выражения гармонии окружающего мира. Ведь для поиска собственного изобразительного языка необходимо знать, что постигли художники до тебя, какими приёмами и способами достигали выполнения творческих задач и какими были эти задачи.
Композиция декоративного натюрморта.
Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Композиция любого художественного произведения связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа.
Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы ни сколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведет не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально образного решения темы. В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет, колорит.
Элементы композиции.
Существует 3 основных элемента композиции: точка, линия, пятно.
Классификация их свойств:
Физические: величинные (размеры и пропорции), пластические (форма и структура), свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)
Размещение элементов композиции.
Степень контакта элементов композиции:
- Полное отсутствие связи.
- Подразумевающиеся (логические) связи.
- Физический контакт или очевидные связи.
-Физический контакт со слиянием группы, монолит.
Композиционные оси - это невидимые оси композиции (силовые линии) на которых расположены элементы. Оси выявляют структуру изображения и обеспечивают взаимодействие элементов и целостность композиции
Композиционный центр.
Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство — композиционная пауза.
Варианты организации доминанты:
1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.
2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.
3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.
4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.
5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами. Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиненным первому, чтобы не возникало спорной ситуации или не появлялось ощущение неопределенности. При организации доминанты важно учитывать законы визуального восприятия плоскости — доминанта всегда располагается в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции. Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным и как выделить это главное, то есть композиционный центр, который часто называют «смысловым центром» или «зрительным центром».
Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастом и другими средствами.
Существуют два способа художественного видения при организации композиции:
1. Сосредоточение внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и де-формируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.
2. Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного — это единый ансамбль.
Равновесие — это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Количественное соотношение тональных и цветовых контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным. Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, ме-сто расположения изобразительных элементов.
Равновесие бывает двух видов:
Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы.
Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.
Схема – квадрат, круг, треугольник, пирамида и прочие геометрические фигуры, способные многое упростить, систематизировать, обобщить и уяснить. Компоновка большими массами с последующей детальной разработкой – начало работы над натюрмортом.
Цельность композиции
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающее от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.
Цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое главное осталось не замеченным. Каждая деталь должна восприниматься, как необходимая, добавляющая что-то к развитию замысла автора:
- ни одна часть композиции не может быть удалена или заменена без ущерба для целого;
- части не могут меняться местами без ущерба для целого;
- ни один элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.
Средства достижения выразительности.
Существуют различные способы достижения выразительности в декоративной композиции. Если выполняется цветовой вариант, больше внимания следует уделить цветовым и тональным отношениям между изобразительными элементами и фоном, и тогда линейный декор играет меньшую роль, чем цвет. Когда же выполняется графический вариант, то важное значение имеют различные графические средства, такие как линия, штрих, точка и образованные с их помощью виды декоративной обработки поверхности.
Стилизация и трансформация – изменение формы предметов в изображении, выявление определенных качеств и характеристик. Оригинальность заключается не в предельной деформации предметов до неузнаваемости, а в оригинальном способе отображения увиденного, порой самого обычного. И, несмотря на стилизацию, объект должен быть понятен и легко узнаваем. Важно, чтобы все предметы в одной композиции трактовались в едином стиле, а не производили впечатление выхваченных из разных листов и случайно собранных воедино. Пластика линий и декора должна соответствовать пластике объектов. Стилизация может упрощать предметы до символов и силуэтов, а может, наоборот, за счет усложнения формы и насыщения декоративными деталями создать единый сложный композиционный ансамбль.
Орнамент является очень сильным средством создания декоративных эффектов. В декоративной живописи орнамент может играть разную роль. Введенный в большом количестве он может играть роль контрастного элемента, своеобразного орнаментального акцента в системе живописных средств натюрморта. Крупномасштабный орнамент, введенный в натюрморт в большом количестве, может стать основой общей ритмической структуры натюрморта и в то же время основным элементом декора.
Контраст - это ярко выраженная противоположность, резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют:
- одномерный контраст (различие по одной категории);
- многомерный контраст (противопоставление по нескольким категориям).
Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.
На первый взгляд контраст — понятие очень простое. Его в самой общей форме можно определить как противопоставление предметов или явлений, резко отличающихся друг от друга по тем или иным качествам или свойствам. Но при таком определении в стороне остается сущность контраста, и отмечаются лишь его внешние условия. А суть контраста, очевидно, можно видеть в том, что резко противоположные по каким-либо параметрам предметы или явления вместе вызывают в нас качественно новые ощущения и чувства, которые не могут быть вызваны при восприятии их по отдельности. Контрастирующие цвета способны вызывать целую цепь новых ощущений. Возьмем для примера самое популярное и элементарное сопоставление белого и черного. В искусстве живописи контрасту иногда отводится универсальная роль. Символика контраста часто используется в целях передачи определенного мировоззренческого содержания. Контраст является также одним из важнейших формообразующих элементов, участвуя в образовании свойства декоративности. Вместе со светотенью и линейной перспективой он способствует созданию ощущения пространственной глубины. Цветовая гармония, колорит и светотень в качестве одного из обязательных структурных элементов включают в себя тот или иной вид контраста.
Нюанс - незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.
Тождество - повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...).
Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.
Ритм - чередование каких-либо элементов в определенной последовательности (такт, мерность, мерное течение). Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. В первом случае элементы располагаются симметрично относительно осей формата. Во втором случае возможны следующие варианты:
1. При одинаковости мотивов динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других. Происходит это по одному параметру — расстоянию.
2. Элементы одинакового мотива имеют различные размеры и располагаются на разном расстоянии друг от друга. Динамичность достигается благодаря контрасту по трем параметрам: расстоянию между элементами, их размерам и поворотам.
Из всех признаков формы наиболее значимыми для ритмизации являются (в порядке убывания):
1) Размер
2) Интервал
3) Цвет (светлота)
4) Насыщенность
5) Фактура
Симметрия и асимметрия.
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий. В симметричной композиции люди или предметы расположены практически зеркально по отношению к центральной оси композиции. Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочки, снежинка и многое другое. Симметричные композиции статичны (устойчивы), левая и правая половины уравновешенны.
В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения. Левая и правая половины не уравновешенны.
Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.
Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.
Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!)
Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.
Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел).
Модульность.
Модуль является универсальным средством организации декоративной композиции. Это величина, принимаемая за основу расчета какого-либо предмета. Главная особенность модуля: кратность к целому произведению (т.е. это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы, пример: паркет, плитка на тротуаре).
Главные требования к модулю:
1) Простота. Модуль должен быть простым, т.к. он является частью целого произведения.
2) Целостность.
3) Выразительность
Цвет.
Связь всех компонентов системы обеспечивает так же цвет. При работе над декоративным натюрмортом предполагается свободная интерпретация цветовых и светлотных отношений. Но при всей
условности и отвлечённости цвета, необходимо исходить из реальных цветовых отношений, которые могут подсказать искомое цветовое решение. Условность, обобщённость цвета не означает его обеднённости, упрощённости. Он должен находиться верно, не быть случайным. В цветовых эскизах необходимо учитывать тональные отношения, т.к. их трудно отделить от цветовых. Гармонию цветов должно рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учётом всех основных характеристик цветового тона, а так же формы и размеров, занимаемых этими цветами площадей. Непременным признаком гармонии всегда считалось наличие таких качеств, как пропорциональность, равновесие, созвучие. В каждом произведении своя гармония, обусловленная идеей, сюжетом и общей композицией, а также многими другими факторами.
Три основные характеристики цвета — цветовой тон, светлота и насыщенность — могут выступать между собой в различных связях, образуя различные по своему характеру гармонические сочетания. Возможны 6 основных вариаций для гармоничного сочетания цветов:
1. Подобие по цветовому тону; различие по светлоте и насыщенности.
2. Подобие по светлоте; различие по цветовому тону и насыщенности.
3. Подобие по насыщенности; различие по цветовому тону и светлоте.
4. Подобие по цветовому тону и светлоте; различие по насыщенности.
5. Подобие по светлоте и насыщенности; различие по цветовому тону.
6. Сочетание, в котором оба цвета различаются по всем трем переменным. Оно, скорее всего, будет дисгармоничным ввиду отсутствия сходства.
Существенным фактором, определяющим качество цветовой гармонии, является соотношение цветовых пятен по занимаемой ими площади. Существует определенное пропорциональное соотношение площадей пятен, необходимое для достижения целостности и единства цветового впечатления при одинаковой насыщенности и светлоте. Так, например, для уравновешивания большого сильно высветленного цветового пятна будет достаточно в несколько раз меньшего по площади, но контрастного к нему по цветовому тону насыщенного пятна. Пропорциональность цветовых пятен определяет, кроме того, общий цветовой тон и будет при этом зависеть от типа гармонии.
Также существуют четыре типа цветовой гармонии:
1. Однотонная, построенная на одном главном цвете или группе близко родственных цветов.
2. Полярная, построенная на противопоставлении двух противоположных цветов, как бы образующих две однотонные гармонии.
3. Трехцветная, построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.
4. Многоцветная, в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.
Цветовая композиция.
Комбинация цветовых пятен, построенная с учетом всех рассмотренных закономерностей цветовой гармонии, будет все же ограничена в ее эстетической значимости и эмоциональной содержательности, если она не подчинена творческой задаче более высокого порядка, если не служит раскрытию образного содержания. Орнамент, равно как и абстрактная картина, может привлекать нас своей декоративностью, быть приятным для глаза. Но сочетание цветов, например, в древнерусской иконе, подчиненное, помимо того, требованиям иконографии и церковной символики, отражающее идеалы народной эстетики, будет по содержанию неизмеримо богаче простого орнаментального сочетания красочных пятен.
Способы и приёмы создания декоративного натюрморта.
Образный мир декоративного искусства – это обобщенно поэтический мир, отражающий действительность своеобразным пластическим языком. Особенность художественно-образного языка декоративной композиции составляет соединение фантастичности, условности композиции, цветовая символика, когда цвет одновременно и характеризует предмет и выражает более общее значение.
При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного варианта постановки, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения.
В декоративном искусстве важнейшую роль играет стилизация - это метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки декоративности и воспринимается своеобразным мотивом. Стилизация, как процесс работы, является декоративное обобщение объектов (фигур, предметов), изображаемых с помощью ряда условных приемов изменения формы, тональных и цветовых отношений.
Критерии, характеризующие декоративное изображение:
- условное решение формы;
- условное решение пространства;
- условное цветовое решение;
- стилизация и трансформация предметов и пространства;
- ритмичность;
- пластичность;
- гармония;
- орнаментализация;
Последовательность работы над декоративным натюрмортом:
1. Возникновение композиционного замысла и отражение его в эскизе.
2. Разработка композиционной схемы (ритмическая организация элементов, выделение композиционного центра).
3. Сбор дополнительного материала (орнаменты, стилизация природных мотивов и т.д.).
4. Выбор принципа решения, степени стилизации.
5. Поиски цветового решения на основе композиционной схемы и собранного материала.
6. Выполнение чистового эскиза.
Практические рекомендации по стилизации натурной постановки натюрморта.
Введение контура и «обрубовка» формы.
Натюрморт выполняется с натуры с учётом линейной перспективы методом «обрубовки». В эскизе решается колористическое построение натюрморта, выстраиваются гармонические сочетания, которые будут основой натюрморта. Контурная линия выявляет пластику формы, характер стилизации, объединяет изображение предметов и плоскостей в единое целое. Большое внимание необходимо уделить композиционному решению натюрморта, ритмическому построению предметов и фона. Лепка формы цветом ведётся плоскостями, моделируется объём предметов, определяется связь с фоном. Фон и драпировки лепятся более крупными плоскостями, предметы лепятся более тщательно, моделируется сложная форма.
Упрощение формы предметов, «уплощение» формы и пространства.
Большая степень обобщения формы предметов, отсутствие линейной перспективы. Условное светотеневое решение или полное уплощение формы предметов. Положение предметов в пространстве передаётся только расположением на картине по вертикали (чем ближе, тем ниже) и наложением (заслонение оного другим)
Прием «Оверлейпинг» – полное или частичное наложение элементов
изображения, при котором сохраняется их видимость. Рекомендуется поставить стеклянные предметы и прозрачные драпировки на фоне окна. Возможно введение контура, который может варьироваться по толщине, подчёркивая планы и выявляя главное, что усиливает декоративность.
Приём «Орнаментализация», когда предмет превращается в деталь орнамента, кружево. Объём передаётся фактурой, либо отсутствует. Выполняется натюрморт в чёрно-белой графике, графике по цветовому пятну, в цвете различными материалами и их сочетанием.
Образное решение натурного натюрморта, когда происходит переработка реалистического изображения в образ путём ассоциаций, подобия. Материал и приёмы не ограничены, возможно использование нетрадиционных техник и авторских находок. Это не полный перечень приёмов создания декоративной композиции, что даёт художнику свободу для поиска собственного выразительного языка.
Интернет ресурсы
1. https://izokurs.ru/blog/dekorativnaya-zhivopis-ili-iskusstvo-ukrashat/
2.http://dekorre.ru/dekorativnaya-zhivopis/
3.https://wpainting.ru/zhanry/dekorativnaya-
|