Вторник
22.04.2025
19:56
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
Статьи »
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Кукольная культура, традиции и современность

   

1. Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы: такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.

Авторские куклы популярны во всем мире - их коллекционируют, украшают ими интерьер. Кукла, рожденная фантазией художника, всегда уникальна, в любом случае она станет самой живой и яркой деталью. Авторская кукла называется «художественной», если она выполнена профессионалом из натуральных материалов: кожи, замши, меха, текстиля, современных «кукольных» пластиков, которые имитируют кожу человека и позволяют вырисовывать мельчайшие детали лица и тела. Костюм, туфли, аксессуары - самые настоящие. Куклу можно одеть-раздеть, обуть-разуть, застегнуть пуговички, завязать шнурки. Тон и фасон подбираются также тщательно, как для человека. Исторические костюмы создаются без искажения правды. Словом, речь идет о тонкой, эксклюзивной работе.

Следовательно,  авторская кукла предназначена скорее для созерцания.

2. Кукла сопровождает человека на протяжении всей его жизни, помогая приобрести необходимые навыки и опыт. Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры каждого народа.   «Первые скульптурные изображения людей и животных появились у первобытных охотников. С помощью глиняных фигурок первобытные люди инсценировали удачную охоту. Именно эти фигурки можно считать первыми куклами человечества. Впоследствии куклы стали заменять людей в обрядах жертвоприношений богам во время народных празднеств. На их изготовление шли, как правило, подручные материалы: солома, древесина, глина, плоды и листья растений, куски ткани».

Исследователь Н.И.Смирнова в своей книге “Искусство играющих кукол” пишет о народной кукле: «...этот предмет всегда становился центром праздника. Вокруг него собирались люди, устраивались игрища, пляски, песнопения, сам же он оставался, как правило, неподвижным. Если же в ритуал праздника и входили какие-либо движения, действия предметов... они всегда носили откровенно театрализованный характер». Так появились первые театрализованные представления.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет.  «Археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Одно из первых исторических упоминаний о кукле в качестве не совсем куклы связано с именем древнеегипетской царицы Клеопатры. Оказывается, у неё была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод: именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний».

 В античной  Греции и Риме кукольные коллекции были практически в каждом доме. Также из дерева либо драгоценных металлов делались огромные фигуры – так называемые “автоматы”, которые приводились в движение в самые торжественные

моменты религиозных шествий. Именно в Древней Греции появился прообраз первого кукольного театра-вертепа. Мир изображался в виде ящика без передней стенки, на нижних “этажах” которого “поселяли” изображения людей, а на верхних – богов. Через прорези на дне ящика продевались стержни, с помощью которых куклами можно было управлять.

Таким образом, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. «Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе». Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. «В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода.

В эпоху Возрождения самой “кукольной” страной Европы стала Италия. «История итальянского театра кукол прослеживается с XVI века, параллельно со становлением оперы, балета и авторской драматургии. Кукольные представления копировали выступления известных оперных певцов, балеты, драматические спектакли. Первоначально труппы были в основном бродячими, однако к XVII веку появились и закрытые кукольные театры, где исполнялись известные оперы и длинные пятиактные пьесы».

Среди наиболее известных европейских кукольных представлений – спектакли с участием героя-шута, прообразы которого ведут историю из античности (достаточно вспомнить мифологических героев и богов, умиравших и воскресавших, или древнеримского шута Макка). В Италии подобный персонаж носил имя Пульчинелла, в Англии – Панч, во Франции – Полишинель, в Турции – Карагез, в Германии – Каспар или Касперле, в Голландии – Ян Клаассен.

 Сюда же можно отнести и русского Петрушку, прообразы которого существовали еще в средневековых представлениях скоморохов. «Однако свое имя и внешний вид он приобрел лишь к XIX веку, что говорит о европейских влияниях в становлении этого образа».

 Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами. Считается, что первая художественная кукла в единственном экземпляре была создана во Франции в 1881 году знаменитым художником Эдгаром Дега. «Это была восковая статуэтка “Petite Danseuse” (Маленькая танцовщица), одетая в самое настоящее тканевое платье и представленная широкой публике на выставке импрессионистов в Париже. А целым веком ранее, ещё в 1672 году, в Англии была выпущена первая партия совсем неигрушечных кукол из папье-маше, тираж которой составил 12 экземпляров»

 Как известно в  Россию первые заграничные модницы с очаровательными восковыми личиками и необыкновенно пышными париками попадали из Англии, Франции и Германии. «Это были очень дорогостоящие куклы в натуральных шелках и кружевах тончайших плетений. А в XVII — XIX веках и российские мастера освоили изготовление фарфоровых красавиц, изысканность и долговечность которых заслужили признание во всём мире. И, конечно же, такие салонные куклы в детские руки попадали нечасто: они не являлись предметом игры, а были призваны воспитывать хороший вкус и учить бережливости».

3. В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.   

 В конце 20 века изготовление кукол из обычного ремесла превратилось в искусство. И его даже уже можно определить как жанр изобразительного искусства, потому что кукольное искусство вышло за рамки бытового и театрально – игрового объекта и теперь уже чаще являет собою – интерьерную  куклу, на грани со скульптурой малых форм.

С появлением куклы – появились и первые ценители и коллекционеры.   «Известно, что в каждом доме и в Древней Греции,  и в античном Риме -  обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекция кукол.  Они составляли часть  убранства комнат или украшения стола» «Кукла — воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей», — совершенно справедливо писал когда-то Виктор Гюго.

 4. Из выше сказанного  можно сделать вывод, что как народные, так и современные куклы могут выполнять различные задачи. С помощью кукол можно приобщить ребенка к искусству театра или современной моды или приобщить к народным традициям, придумать сюжет для ролевой игры или привить навыки рукоделия. Классификация кукол:

Кукла-игрушка

К первой группе, по классификации Лотмана, относятся куклы-игрушки, или куклы для игры. Соответственно к ней также причисляются театральные куклы и детские игрушки, основным отличием которых является способность двигаться или быть объектом игр либо манипуляций. В эту же группу входят обрядовые куклы, куклы для шествий, утилитарные куклы и телекуклы.

Игрушка

Кукла в первую очередь ассоциируется с игрушкой, причем игрушкой детской. «Ребенок и игрушка-понятия нерасторжимые: едва ли не во все исторические эпохи и практически повсеметно непременными участниками детских игр были игрушки. Особое место среди них всегда занимала кукла, и "особенность" обусловлена прежде всего тем, что лишь она создана по образу и подобию человека и только она является его изображением-не важно, реалистическим, гротескным или подчас очень условным».

Первые куклы-игрушки часто не имели лиц. «В соответствии с традицией человеческий лик, даже грубо и едва намеченный, заслуживал особого почтения, и "приделать" его кукле-игрушке, а тем более играть таким изображением было кощунством».

Прекрасные представители огромной семьи кукол-игрушек разнятся:

  • по внешнему виду (куклы-неваляшки, куклы-матрешки, парижанки Брю, фландрские куклы, куклы, сделанные из тыквы-горлянки, и т.д.);
  • по степени сложности (кукла-ветка аборигенов Австралии, современные механические куклы);
  • по традиции и месту происхождения (городская, народная, кустарная куклы);
  • по материалу изготовления (дерево, целлулоид, керамика, фарфор, гипс и т.д.)
  • по функциональности (способность играть роль погремушки, выступать партнером по играм, быть ребенком).

Театральная кукла

История театральной куклы позволяет увидеть все многообразие ее ролевых функций: она представала в роли пращура, потомка, хранительницы души и духа, изображения божества, духовной сущности и самого человека.

Обрядовые куклы

«Нет ни одного народа, не имеющего в своем культурном арсенале обрядовых кукол: Кострома, святочные куклы, Коляда у славянских народов, Бефана в Италии, Рапануи в Полинезии и на острове Пасхи –  этот список можно продолжать бесконечно».

Нужно сказать, что в первую очередь обрядовые куклы служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роли символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

Кукла для шествия

Во время религиозных праздников из храмов выносили фигуры Иисуса, Богоматери и святых. «Большие красивые куклы, облаченные в праздничные одежды, благославляли верующих (к рукам куклы привязывались веревочки, позволявшие управлять ими). Поскольку наиболее торжественно обставлялся "выход" Богоматери, французский термин "marionette" (букв. "кукла", "образ Богоматери"; производный от имени Марион, уменьшительного от Марии) и его итальянский аналог "marionetta" обозначали именно кукол для шествий, хотя впоследствии закрепились за театральными куклами».

Нужно сказать, что   в народной религиозной практике также существовали куклы для шествий (преимущественно языческого происхождения) - например, гигантская кукла Коляды с головой из тыквы, тряпичная или соломенная фигура Масленицы. «Политическую окраску куклы для шествий впервые преобрели во время Великой французской революции. С тех пор политические куклы для шествий существуют как самостоятельное явление, параллельное религиозным куклам, не утратившим своей прежней роли. Особое развитие политические куклы получили в России после Октябрьской революции 1917г. Нередко куклы принимают образы реальных исторических персонажей и политических фигур».

Утилитарная кукла

Некоторые куклы относятся к числу утилитарных, т.е. таких, когда сама фигура куклы имеет не самостоятельное, а подчиненное значение. Едва ли не самым ярким примером подобного рода кукол служат куклы-погремушки народного, кустарного или промышленного производства.  «Утилитарной куклой является и русская "баба на чайник", выполняющая функцию грелки, а также любые предметы бытового назначения: солонки, сосуды-кумганы, тряпичные прихватки в виде куклы. В этот же ряд можно поставить и кукол-навершия для тростей, шестов, посохов, распространенных с глубокой древности».

Мультипликационные и телевизионные куклы

В 20 столетии на свет появились новые виды кукол-мультипликационные и телевизионные. Если первые ориентированы преимущественно на детскую аудиторию, то вторые близки куклам для шествий и "работают" на мир взрослых.

Кукла-модель

Ко второй группе, согласно классификации Лотмана, относятся куклы как модель (куклы для упражнения), а также куклы для украшения, обычно статичные, неперемещаемые и не задействованные в игре или в каком-либо действе. Это интерьерные, витринные, сувенирные, коллекционные, музейные куклы (две последние категории кукол когда-то предназначались для игры, но потом перешли в "пассивную" группу кукол для украшения), пугала, восковые куклы и манекены.

Пугало

Как ни удивительно, к числу кукол относят и пугало-то самое, что красуется на полях и огородах. «Подобие человека в обносках и рванье должно оберегать посевы и урожай от прожорливых птиц. Но только ли от них? Пугало - древнейший феномен в истории человеческой культуры, восходящий к каменным, бронзовым, деревянным фигуркам богов плодородия античного мира. Призванные отгонять злых духов, они ставились в садах и огородах, обеспечивая урожай и отпугивая воров. В более поздних европейских верованиях (в частности, славянских) пугало ассоциировалось скорее с нечистой, чем с чистой силой - не случайно, например, в украинских и южнорусских сказаниях оно фигурировало как участник ведьменских шабашей. Но, несмотря на это, обязанность охранять угодья сохранялась за пугалом неизменно».

Восковая кукла

«Куклы из воска ведут свое происхождение от посмертной личины - образа, создаваемого после смерти человека в целях его увековечения, а главное-в целях сакральной подмены, призванной отвлечь злые силы на муляж и обеспечить, таким образом, душе спокойное существование в загробном мире. Первые музеи восковых фигур появились в 18-19вв. В них, как правило, были представленны на всеобщее обозрение конкретные и узнаваемые исторические личности, но не с сакральными, а со своего рода эстетическими целями, причем в этом случае музей уподоблялся паноптикуму, балагану, райку. Как жанр восковые куклы не представляются чем-то новым - есть много примеров кукол-игрушек, изображающих конкретных исторических личностей. В настоящее время музеи восковых фигур есть во многих странах и городах. Наиболее известен среди них знаменитый лондонский Музей мадам Тюссо. Сегодня эти музеи во многом утратили свои раешные функции и приобрели скорее историко-архивный характер, поскольку на смену прежним экспонатам: серийным убийцам, кровожадным персонажам и прочим личностям, внушавшим ужас, пришли фигуры вполне "ординарных" политических деятелей, кинодив, спортсменов, звезд эстрады, сделанные часто ещё при жизни знаменитости».

Манекен

«Одной из ипостасей куклы является ее способность быть манекеном, т.е. в современном понимании большой, в человеческий рост куклой, выставленной в витрине или в интерьере магазина либо ателье с целью демонстрации образцов одежды. Но свое пугающее сходство с человеком манекен приобрел лишь в 20в. До этого его функции выполняли два различных предмета-болванка (туловища без головы, шляпные болванки) и кукла манекен. Намного ближе по функциональности к современному манекену так называемые пандоры, родившиеся в 15-16вв. и просуществовавшие вплоть до конца 18в. Эстафету из рук пандор приняли картонные куклы, очень популярные в конце 19в».

Сувенирные куклы

Особую категорию кукол составляют так называемые сувенирные куклы. По своему происхождению они относятся к куклам-игрушкам, перешедшим в "пассивную" категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения. Сувенирная кукла представляет собой "сгусток" национально-этнической информации и является знаком страны производства. Как жанр она развилась лишь с появлением массового туризма, т.е. начиная с конца 19в.

Музейные и коллекционные куклы

Достаточно близкими друг другу являются музейные и коллекционные куклы. Вне зависимости от того, для каких целей та или иная кукла предназначалась в прошлом: для игры, театральной постановки, участия в шествиях или обрядах, она в силу своего "возраста", уникальности, художественных достоинств переходит в "пассивное" состояние "неподвижной сохраняемости" в витрине музея либо в частной коллекции. «Если в музейное собрание включены все - и любые-куклы, представляющие интерес с историко-художественной точки зрения, то частная коллекция строится на основе экспонатов, собранных в соответствии с определенным принципом или замыслом ее владельца. «Согласно классификациям самих коллекционеров, есть коллекции, построенные на том или ином материале (резиновые, гуттаперчевые, деревянные куклы); на школе производства (французская, немецкая, английская); именах знаменитых кукольных мастеров (куклы Жюмо, Брю, Готье, Хальбига, Рейнхардта, Марселя и т.д.); на различиях типологических видов кукол, на их анатомии(подвижные-неподвижные конечности; куклы на шарнирах, на проволоке, веревочках и т.д.), типах глаз (нарисованные, стеклянные, статичные, закрывающиеся), на "состоянии" рта (открытый, полуоткрытый, полуоткрытый с зубками) и даже на выражении лица».

Известно, что впервые в музейных коллекциях куклы появились в конце 18-начале 19в. Сегодня они экспонируются как в музеях "универсального типа» (Британский музей), так и в специализированных музейных собраниях: исторических, художественных, этнографических, даже технических.

Коллекционирование кукол несколько старше самих музеев. Трудно судить, существовало ли оно в античную эпоху или в Средние века, но есть убедительные доказательства, что начиная с 15-16вв. представители августейших семейств Европы собирали коллекции кукол. Например, коллекционными, для хранения в шкафах или витринах, были куклы итальянской (флорентийской) работы 16-17вв.; коллекционных кукол выполнял знаменитый "певец рокайля" Ф.Буше.

Текстильные куклы – самый древний тип кукол. «Первые русские куклы шились из тканей. Сегодня куклы из текстиля считаются коллекционными, но дети не перестают любить их за особую мягкость и теплоту». «Кукольные мастера часто выбирают текстильных кукол для выражения собственных эмоций и представлений. Мастер кукольник, как художник, подбирая разные оттенки тканей и узоры, рисуя кукле лицо – создает целую картину, отражение мира людей. Именно обычная тряпичная кукла стала предтечей современной модной куклы. В 21 веке текстильные куклы можно чаще увидеть в музейных коллекциях, среди частных коллекций кукол». Широко варьируются техники, придуманные индивидуальными авторами. Для внутреннего наполнения текстильных кукол, мастера используют самые мягкие материалы – волокна файбер, шерсть, обрезки тканей. С помощью нитки и иголки создают удивительные формы, за основу берут не только широко распространенные ткани с набивными рисунками, но и вязаную, плетеной и даже вышитую ткань. «В художественных и академических кругах, обычная тряпичная кукла никогда не относилась к сфере искусства или народных промыслов. Возможно, потому что к текстильным куклам относились как к виду женского рукоделия и царству игрушек, детства».

Чердачная кукла смотреть https://vkvideo.ru/video-186286693_456239085

 

Источники:

 

  1. Аксенова. М. Ананьева. Е. Куклы мира  /  М. Аксенова. Е. Ананьева. - М.: ЭКСМОПресс, 2001. – 241 с.
  2. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Профиздат, 2000. – 136 с. 20
  3. Кунина, Е. Характерные куклы из полимерных масс / Е. Кунина. – М.: Дизайн Кора, 2006. – 46 с.
  4.  Лопусова-Томская, Н Кукла из папье-маше / Н. Лопусова-Томская. – М.: Дизайн Кора, 2007. – 64 с.

 

 

http://www.karnavalmasok.ru/history/masks

http://do.gendocs.ru/docs/index-334299.html

Категория: Прикладное искусство | Добавил: ira_iv (19.03.2025)
Просмотров: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта